Специалисты подсчитали, в каких районах Северной столицы больше всего изношенных лифтов. Такое исследование провела компания «МЛМ Нева Трейд», которая занимается заменой подъёмников в Петербурге. Согласно техническому регламенту таможенного союза механизмы, которые служат более 25 лет, необходимо заменить или модернизировать. Однако, как оказалось, не все эксплуатационные службы в нашем городе следуют этим рекомендациям. Поэтому приехав в гости, например, в Выборгский район, вы вполне можете обнаружить себя застрявшим в лифте.
Давайте посмотрим на победителей нашего антирейтинга. Наибольший процент изношенных лифтов в Выборгском, Калининском, Невском, Красногвардейском и Кировском районах. Именно здесь велась активная жилая застройка в начале 60-70-х годов прошлого века. С тех пор девятиэтажки в рабочих кварталах остались практически в первозданном виде, в том числе и лифты. Правда, в этом году Фонд капитального ремонта выделил 2,6 миллиарда рублей на замену 920 подъёмников в Санкт-Петербург. Большая часть средств уйдёт на ремонт лифтов в Выборгском районе.
Лучше всего ситуация в Адмиралтейском, Приморском, Московском, Кронштадтском и Петродворцовом районах. Здесь количество изношенных подъёмников значительно ниже, чем в других округах Санкт-Петербурга. Однако по мнению экспертов, в высотных зданиях лифты вырабатывают свой ресурс намного быстрее, чем, например, в 9-этажных зданиях. Поэтому не исключено, что новостройки «благополучных» округов вскоре догонят рабочие районы Петербурга, которые занимают первые места в нашем антирейтинге.
Однако этих средств недостаточно, считают эксперты компании. Всего в Петербурге работают 43 855 лифтов, из них 24%, а это около 10 000, выработали свой
максимальный ресурс в 25 лет. Чтобы полностью обновить подъёмники в сроки, заложенные в Техническом регламенте, необходимо потратить 27 миллиардов рублей. Нетрудно подсчитать, что выделяемых ежегодно средств явно недостаточно.
Впрочем, не спешите ругать Фонд капитального ремонта. Дело в том, что часть его бюджета формируют сами жители города. Это та самая непонятная графа в квитанции ЖКХ с названием «капитальный ремонт». По итогам первого квартала 2019 год горожане перечислили в фонд только 3 млрд рублей.
В Петербурге есть и особая категория лифтов, над которыми не властно время. Например, старинный подъёмник в бывшем доходном доме штабс-капитана Муяки. Предположительно он был установлен сразу при строительстве дома в начале 1900 гг. Изготовление лифта приписывают знаменитой петербургской фирме «Ф.Сан-Галли». Её кованые лестницы до сих пор украшают некоторые квартиры в старинных домах Северной столицы. Конечно, до наших дней дошла уже модернизированная версия этого дореволюционного механизма. Изначально он приводился в работу с помощью паровой машины, но в 60-х годах её заменили на более современное устройство, остальные части лифта остались в первозданном виде. Сейчас подъёмник запускают только несколько раз в год в присутствии инспекторов КГИОП, которые следят за сохранностью исторического механизма.
Ещё пара дореволюционных лифтов сохранилась в знаменитом доме Зингера. Правда, сами оригинальные кабины американской фирмы «Отис» были утеряны в советское время, позже их заменили на современные. Однако сам дизайн лифтовых шахт был полностью восстановлен во время последней реконструкции. Кстати, изначально проект 1900 гг предполагал установку четырёх подъёмников, как в американских небоскрёбах. Но позже архитектор сократил количество лифтов до двух, поставив вместо них широкую мраморную лестницу в стиле модерн.
Кстати, в 19 веке именно лифты стали причиной резкого скачка цен на рынке недвижимости Петербурга. Дело в том, что до появления подъёмников, квартиры на верхних этажах сдавались по самой дешёвой цене, однако с приходом новой технологии стоимость аренды начала резко расти. Мансарды в доме с лифтами быстро подорожали, а петербуржцы стали звать друзей в гости просто ради того, чтобы покататься на подъёмниках.